Безопасность дорожного движения
Безопасность дорожного движения – комплекс мероприятий, направленных на обеспечение безопасности всех участников дорожного движения.
Курсы обучения и повышения квалификации — это обязательное мероприятие, организовывать которое предписывает законодательство Российской Федерации всем предприятиям, имеющим собственные или арендованные автомобили и использующим их в повседневной деятельности.
В соответствии с Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ и Правила дорожного движения в 2020 году, организации всех форм собственности, эксплуатирующие автомобили как для производственной деятельности, так и для внутренних нужд, несут следующие обязанности по организации дорожной безопасности:
– иметь в штате специалиста, ответственного за дорожную безопасность
– обеспечить соответствие работников, занятых в области БДД, профессиональным и квалификационным требованиям, приведённым в Приказе Минтранса № 287 от 28.09.2015 г.
– создать условия для повышения квалификации в области БДД всем работникам, связанным с эксплуатацией автотранспорта
Кому необходимо проходить обучение:
- Руководителям или заместителям руководителей, отвечающих за обеспечение безопасности дорожного движения в организациях, независимо от форм собственности и вида деятельности.
- Специалистам ответственным за соблюдение БДД, к которым можно отнести: «Контролёр технического состояния автотранспортных средств», «Диспетчер автомобильного и городского наземного электрического транспорта», «Специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения».
- Водителям транспортных средств категорий «В», «BE» (включая водителей легкового такси); категорий «С», «С1», «СЕ», «С1E» (водители грузового автомобиля); категорий «D», «D1», «DE», «D1E»(водители автобуса).
Порядок:
- водители профессионалы повышают своё профессиональное мастерство путём занятий по программе «Ежегодные занятия с водителями юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих перевозки автомобильным транспортом» один раз в год, что не исключает прохождения ими инструктажей по БДД, стажировок на рабочем месте;
- работники, имеющие среднее специальное (для руководителей и ответственных специалистов — высшее) образование транспортного профиля, входящее в укрупненную группу 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта», проходят первичную подготовку в течение 1 месяца с момента заключения с ними трудового договора и далее повышают свою квалификацию раз в 5 лет;
- работники, имеющие среднее специальное или высшее образование нетранспортного профиля, прежде чем занимать должности контролёра, диспетчера и подобные, должны пройти профессиональную переподготовку в объёме не менее 250 часов с присвоением соответствующей квалификации, и только потом могут приступать к выполнению таких обязанностей. В дальнейшем они также проходят повышение квалификации раз в 5 лет;
- в случае совмещения одним работником нескольких должностей (например, контролёр по выпуску ТС является также и диспетчером) обучаться ему необходимо по каждой из них;
Выдаваемые документы:
По окончанию обучения выдаются документы установленного образца (в соответствии с пунктом 3 статьи 60 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ):
- удостоверение о повышении квалификации;
- диплом о профессиональной переподготовке.
Руководители и специалисты, на которых возлагаются обязанности ответственного за БДД, помимо соответствующего обучения, проходят аттестацию в территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и федерального бюджетного учреждения «Агентство автомобильного транспорта» (ФБУ «Росавтотранс»).
Для остальных аттестация не требуется.
Для чего нужно обучаться:
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона РФ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения.
Если инженер по БДД, диспетчер, контролёр технического состояния ТС или другой сотрудник, выполняющий его обязанности, не прошёл курсы ответственного за безопасность дорожного движения и аттестацию (не имеет документов установленного образца), то квалификация его не соответствует нормативным требованиям. Допускать такого специалиста к работе нельзя, и его необходимо направить на учёбу. На период прохождения обучения сотрудника отстраняют от работы.
Отсутствие на предприятии аттестованных и обученных должным порядком лиц может явиться основанием для проверки со стороны контролирующих органов и наложения штрафа в рамках ст. 12.31.1 КоАП: в размере от 20 000 до 100 000 рублей.
На предприятиях, не оказывающих транспортных услуг, а использующих автомобили исключительно для внутреннего пользования, назначение и обучение ответственных лиц также необходимо. То есть, если на предприятии есть хотя бы один автомобиль, который используют для перевозок пассажиров, например директора, либо грузов, например доставки корреспонденции, назначьте ответственного за БДД.